«Один в один» и «Точь-в-точь»

Один в один Наступило лето, закончился телевизионный сезон, завершились долгие проекты, и теперь можно спокойно написать впечатления и подвести итоги. Удивительно, как быстро летит время: «Один в один» прожил уже три сезона, «Точь-в-точь» — два. Почему рассказ сразу про два телешоу, надеюсь, пояснять не надо — достаточно хоть раз посмотреть то и другое. Если вам эти передачи не интересны или вы их не смотрели, вряд ли найдёте здесь что-то для себя интересное. Для остальных же, надеюсь, будет интересно узнать моё мнение по многим вопросам и сравнить его со своим. Вообще, на этот телевизионный формат я подсел случайно — просто однажды в 2013 увидел начало премьерного выпуска и заинтересовался. Через 10 минут понял, что выпуск досмотрю до конца; через час понял, что смотреть буду все выпуски. Я вообще очень избирателен в плане телевизионных программ и кроме передач игровых жанров меня мало какие интересуют, но тут что-то зацепило. Видимо, то, что в передаче тоже есть какой-то конкурс, ведь исполнители не просто выступают, а показывают других известных личностей, и таким образом соревнуются друг с другом. Первый сезон был отсмотрен на «ура» и очень хотелось, чтобы впоследствии был второй. Новость на следующий год о том, что шоу переезжает на другой канал, сильно удивила, ведь проект явно имел зрительский успех, но далее последовала новость, удивившая ещё больше — появляется передача-аналог! Пожалуй, эта новость была хорошей, ведь если «калька» будет качественной, то можно будет с удовольствием просматривать в два раза больше материала. «Калька» не подкачала, а негативное впечатление на протяжении двух лет оставляло лишь то, что передачи показывают в один день и практически в одно и то же время — приходится что-то смотреть в эфире, а что-то в записи. Впрочем, с этим нынче проблем нет, когда YouTube-приложение есть даже на телевизоре. Разве что HD-записи не всегда быстро появляются (после перехода на цифровое ТВ не могу смотреть в «обычном» качестве, зная, что выходило в HD).

Один в один HD

Сравнение

В целом. Всё-таки «Точь» хоть и воспринимается подсознательно как копия «Один», ряд отличий явно пошёл проекту на пользу.

Во-первых, нет вставок о том, как участники готовят свои образы — эта часть хоть и неплохая, но интереснее смотреть результат на сцене, а потому не тратить время на данные вставки.

Во-вторых, что отчасти связано с первым, участников не 10, а 12. Плюс ещё третейский судья — итого 13 номеров за выпуск против 10. Безоговорочный плюс.

В-третьих, заранее не сообщается кто и кого будет показывать, так что работает, во-первых, эффект внезапности (а вот нате вам такого-то персонажа, которого вы уже давно забыли), а во-вторых, появляется очень классная возможность пытаться угадать кто выступает. Особенно это интересно в первом выпуске, когда даже состав участников неизвестен. Но и далее тоже интересно — порой так загримируют, что мама родная не узнает. Поскольку мне довелось побывать на записи (подробнее об этом ниже), могу сказать, что угадывать действительно непросто — это по телевизору крупным планом показывают, а вот в студии лицо еле-еле разглядишь.

Также можно затронуть вопрос выбора персонажей для перевоплощения — если в «Один в один» это делает «кнопка» (которая, безусловно, делает это вовсе не случайно), то о том, как это происходит в «Точь-в-точь» можно лишь догадываться. Если участники сами себе подбирают образы, то спрос с них намного выше — зачем выбирать того, кого не сможешь хорошо показать? А ещё во многих случаях интересны не только сами выступления, но и то, что происходит после них — очень много импровизаций, особенно когда приглашают персону-прототип.

Точь-в-точь

Система оценок. Вечная проблема всех телешоу, где кого-то судят. Какую систему не придумай — всегда найдётся кто-то, кто сможет на ней нажиться, и кто-то, кто останется в обиде. Система «Один в один», похожая на оценки в «Евровидении», хороша тем, что выступления участников всё-таки ранжируют. К концу сезона разность первого и последнего мест получается очень приличной. Однако такие оценки ставить тяжело — порой бывает множество номеров, которые ну никак не сравнить между собой. И если лучший номер для себя можно как-то выделить, то вот выбрать кому поставить минимум, двойку, — задача адская. Однако в оценках жюри почти в каждом сезоне проявляется некая предрасположенность: часть участников постоянно получают «нижнюю половину» баллов, а другая часть — «верхнюю». Даже в выпусках, где выступления «отстающих» очень хорошие, они продолжают это делать — смотрится нехорошо и создаётся ощущение, что это делается намеренно.

Один в один — оценки

Создатели «Точь-в-точь» заморачиваться не стали и просто использовали обычную пятибалльную систему, которая, по традиции, является практически двухбалльной: хорошо получилось — пятёрка, не очень — четыре. Лишь злюка Аверин не стесняется ставить тройки и порой даже двойки, но может это и правильно? А вообще, мало того, что при таких оценках разница в суммарных баллах участников мизерная, так ещё и ведущий постоянно выпрашивает хорошие оценки: «ну сегодня праздник, поставьте ей 5», «ну вот он такой молодец, поставьте ему 5»… Ерунда получается. Во втором сезоне вроде попытались с первых выпусков судить строже, но к середине пути снова все стали получать по максимуму, что и продлилось до самого конца. С точки зрения конкурса это бред, но с точки зрения качества номеров действительно всё здорово, все стараются, поэтому занижать баллы без причины тоже вроде как негоже. В общем, что есть, то есть.

Точь-в-точь — оценки

Участники. В целом составы участников радуют — вроде и известные всегда есть, а вроде и малознакомые работают так, что начинаешь их узнавать и уважать. В первом сезоне «Точь» белой вороной был Ренат Ибрагимов, который всегда оставался самим собой и говорить о перевоплощениях™ было действительно трудно. Матвейчук и Севара были для меня незнакомы, но вот они-то и оказались в итоге приятной добавкой к остальному составу. Участников второго сезона вообще не мог полностью запомнить до середины проекта — Соколова, Шиловская и Бусулис мне были ранее неизвестны, но и вновь эти незнакомцы раскрываются по ходу пьесы, оказываясь талантливыми исполнителями. По составам «Один»: в первом сезоне складывалось впечатление, что «не в своей тарелке» частенько оказывались Кортнев и Пенкин, во втором раскрылись с приятной стороны Дольникова, Паршута, ну и конечно Гогунский (Кузя!), третий сезон порадовал наличием участников из Беларуси, Казахстана, ну и конечно Новергии. Из всех пяти сезонов обеих передач реальное затруднение в выборе победителя у меня лично произошло лишь во втором «Точь» — колебался между Костюшкиным, Максимовой и Азизой.

Точь-в-точь — участники

Жюри. Жюрить жюри — это сильно, но нельзя не написать про них. Конечно, когда из первого сезона «Один в один» жюри «перетекло» в «Точь-в-точь», смотрелось это странно. Ещё более неприятное впечатление было от фраз типа «Нам не нужно показывать один в один, нам нужно точь-в-точь». Со стороны «Один» в адрес «Точь» потом в ответ тоже начали сыпаться всякие язвочки. Ну это ладно, конкуренция — она такая. А вот насчёт состава жюри хотелось бы сказать чуть больше. Мне нравится идея приглашённого члена жюри, который меняется от выпуска к выпуску. Это хорошо реализовано в «Точь», правда оценки этого третейского судьи почти никогда ничего не решают. И это хорошо было реализовано во втором сезоне «Один» (Пугачёва, Киркоров, Вайкуле, Долина), но почему-то почти забыто в третьем. Также не могу не отметить, что огромный вклад в «Один в один» внёс Максим Галкин — тут его способности пародировать очень и очень к месту. Что касается тех, кто сидит в жюри постоянно — вот тут, кажется, «Точь-в-точь» проигрывает: сидит Хазанов, который почти всем и всегда ставит пятёрки, а вместо комментариев по номеру рассказывает смешные истории прошлого века; сидит Ярмольник, который чуть чаще, но тоже редко ставит оценки ниже пяти; сидит Казарновская, которая вечно всем разбирает вокал (хотя её затем туда и посадили). Как бы деликатнее выразиться — ну, возрастное такое жюри, которое за два сезона, честно говоря, приелось. В «Один в один» точно так же за два сезона приелся Стоянов, а вот Артемьева внесла свежую волну. Идея с приглашением в жюри победителя прошлого сезона неплоха, но как-то не пошло — может оно и к лучшему. Моё мнение — ротация в жюри определённо должна быть. Даже в «Голосе», который я не смотрел, после нескольких сезонов решили поменять наставников, так и тут нужно. Особенно с учётом того, что кто-то может развёрнуто комментировать каждое выступление, а кто-то почти всё время отделывается типовыми фразами и похвалами. Если видно, что человек «изношен», то незачем звать его снова.

Один в один — жюри

Ведущие. Ну что тут сказать? Олешко хоть и хорош, но за 1+2=3 сезона уже поднадоел. Верник и Ковальчук вроде уже сработались, а то поначалу тоже какой-то диссонанс был. За два сезона, опять же, слегка приелись. Пожалуй, в отличие от жюри, здесь не знаю как лучше — менять на кого-то (на кого?) или оставить имеющихся. Как-никак, многие телепроекты запоминаются именно благодаря ведущим. Заменить в том же «Голосе» Нагиева, и шоу потеряет свою изюминку…

Ведущие

Финалы. Чем интересны финалы, так это тем, что и ведущие, и жюри тоже кого-то показывают. По этому параметру «Один в один», пожалуй, выигрывает — количество номеров больше, при том, что не страдает их качество, а вот жюри «Точь-в-точь» предпочитает выступать в полном составе: то «Dschinghis Khan», то «Village People» (возможно, дело опять-таки в возрасте и никто уже не хочет сильно привлекать к себе внимание). С другой стороны, ведущие «Один в один» делают собственные номера лишь в финале, а ведущий «Точь-в-точь» за два сезона сам показывал очень много образов (часто выпуски именно с его выступлений начинались). Посмотрев список номеров, а также бегло просмотрев финальные выпуски, показалось, что лучшим из трёх финалов «Один в один» всё-таки был второй (третий какой-то невнятный вышел, если честно, особенно из-за смерти Батыра), ну и у «Точь-в-точь» тоже второй (который на прошлой неделе показали). Лучшие сезоны для меня соответствующие (вторые).

Точь-в-точь — финал

Иностранные версии. На YouTube можно найти иностранные версии шоу этого формата, но почему-то не тянет их смотреть — вероятно, из-за незнакомых участников. Хотя если бы где-то кто-то показал кого-то из российских исполнителей, то ради интереса бы посмотрел, но это маловероятно само по себе. А вот первый сезон украинского «ШоумаSтгоуон» в прошлом году посмотрел и он довольно-таки понравился. Участники не подкачали, да и номеров много хороших было. Вопросы вызвало судейство, которое не казалось сильно объективным. Интересно, что производился этот сезон ещё в 2012 году, т.е. до того, как на российском телевидении запустили проект. Собственно, многие потом перешли оттуда сюда: Гальцев был в жюри, а потом сам подался в «Точь-в-точь»; Пресняков стал победителем в обеих странах; а Родригез и Грановская довольно-таки неплохо поучаствовали в «Один в один» (пусть и не всегда это выражалось в высоких оценках). Второй украинский сезон пока не смотрел — состав участников воспринимается неоднозначно (все 10 — украинцы), но зато жюри чуть ли не сплошняком российское.

ШоумаSтгоуон

Съёмки

Ещё в прошлом году были мысли хотя бы раз попасть на съёмки обеих передач и посмотреть изнутри как всё происходит на самом деле. В обоих случаях ожидания оправдались. Единственный минус — съёмки изначально планируются на вторую половину дня (в первой, видимо, участников гримируют и готовят номера), из-за чего окончание сдвигается на час-два ночи, что создаёт проблемы (особенно для приезжих как я). Однако оно того стоит — я-то на съёмки хожу не первый раз и знаю насколько всё утомительно и как могут на ходу меняться заявленные условия, а другие люди уже на середине записи начинают ныть. Очень порадовало, что и там, и там номера готовят довольно быстро. В редких случаях этот процесс затягивается более, чем на 10 минут. До того, как там побывал, было опасение, что полчаса подготовки, потом 15 минут съёмки и далее по кругу. Нет, очень даже быстро — чувствуется, что всё готовится и проверяется заранее.

«Один в один». В целом понравилось, правда довольно много времени было потрачено на запись подводок, что смазало общие впечатления, разбавив их нехорошим словом «затянутость». Понравился именно процесс, а если сравнивать выпуск (полуфинал, эфир 17 мая) с другими, то в моих глазах он довольно средненький — понравились Серов, Мадонна и Кончита. В эфире, когда всё подчищено, оказалось лучше, и тут я окончательно понял, что мне досталось далеко не самое хорошее место в зале. В кадр попасть никогда не стремлюсь — лучше пусть будет такое место, где можно особо не заморачиваться и расслабляться. Тут, увы, это получилось в ущерб точке обзора студии.

Один в один
Один в один

«Точь-в-точь». А вот тут положительных впечатлений осталось намного больше. Во-первых, выпуск (опять-таки, попал на полуфинал — эфир 24 мая) оказался насыщенным песнями, которые мне нравятся (были показаны исполнители Loreen, Bon Jovi, Ёлка, Gipsy Kings, Kaoma, Оззи Осборн). Во-вторых, с верхнего ряда было потрясающе видно всё, да и спинки там есть. Короче, получил огромное удовольствие.

Точь-в-точь
Точь-в-точь

Ну и небольшой бонус — студия такой, какой в эфире вы её не увидите никогда (можно оценить сколько там на самом деле экранов и какое количество графики на них выводится, «Один» в этом плане побюджетнее):

Точь-в-точь

Избранное

Для порядка надо бы написать какие номера запомнились и понравились больше всего. Сделать это очень трудно, поскольку в каждом выпуске как минимум пара-тройка номеров цепляет и запоминается, а уж тем более выбирать один из целого сезона… Также объективность нарушается личными музыкальными пристрастиями: если песня средняя и не из собственного плей-листа, то независимо от степени крутости самого номера вряд ли стану этот момент пересматривать. Так что выбор в тысячной степени субъективен и определяется непонятно какими признаками — то ли песня нравится, то ли исполнение, то ли постановка. Хотя как минимум один признак своего отбора могу сформулировать — все эти номера пересматривал не один раз.

Первый сезон «Один в один» — Тимур Родригез: Нюша — «Выше». Тут, конечно, запомнился обман со стороны организаторов, когда сначала выступила настоящая певица и жюри было в шоке. Перевоплощение после этого смотрелось значительно веселее. К слову, во втором сезоне такой же фокус проделали с Сергеем Зверевым, правда там раскусили всё быстро, а вот в третьем сезоне подобного момента не было вообще, хотя я его очень ждал.

Один в один — Нюша
Второй сезон «Один в один» — Виталий Гогунский: Алсу — «Зимний сон». Очень классная задумка с перемонтированным клипом. Признаться, я не сразу понял почему жюри катается под столом… До сих пор, пересматривая этот номер, трудно удержаться от смеха.

Один в один — Алсу

Третий сезон «Один в один» — Марина Кравец: Cranberries — «Zombie». Здесь, видимо, тот случай, когда важную роль сыграла сама песня. В исполнении нет чего-то особенного, а вот стилизация и дети на сцене драматику-то создают.

Один в один — Cranberries

Первый сезон «Точь-в-точь» — Ирина Дубцова: Lady Gaga — «Poker Face». Известная и динамичная песня, яркое и вызывающее выступление.

Точь-в-точь — Леди Гага

Второй сезон «Точь-в-точь» — Стас Костюшкин: Grace Jones — «Libertango». До этого выпуска даже такой певицы не знал. Теперь знаю, но, собственно, суть не в этом, а в номере. По-моему он получился блестящим, и к тому же технически современным — на манекен поставили GoPro (мелочь, а интересно).

Точь-в-точь — Grace Jones

Буду ждать нового сезона обоих шоу — как-то даже скучно теперь будет по воскресеньям… А пока скажите — какие номера запомнились вам? И какое из двух шоу нравится больше?

P.S. Что за чудо этот русский язык — почему одно название пишется с двумя пробелами, а другое — с двумя дефисами?

This entry was posted in Телевидение and tagged , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Twitter Users
Enter your personal information in the form or sign in with your Twitter account by clicking the button below.