Кажется, транспорт — неисчерпаемая тема для блогов, и этот пост снова о нём. У меня какая-то способность находить «приключения» везде, куда ни отправлюсь… Хотя может ситуации, которые описываю, происходят сплошь и рядом? Итак, новость о ликвидации кондукторов из тульского транспорта не могла остаться незамеченной. Ещё около месяца назад, совершая поездку в трамвае, слышал возмущения кондуктора о том, что количество транспорта решили прилично сократить, в результате чего водители и кондукторы остаются без работы. Теперь ещё более радикальное решение — отказаться от кондукторов. Да, профессия, пожалуй, не особенно нужная, когда существуют технические средства, способные решить вопрос оплаты проезда, но если бы у нас всё было так просто — ни о каких турникетах, судя по всему, и речи нет…
Несмотря на то, что новую систему решили ввести с 1 июня, вживую её удалось увидеть уже сегодня, что было неожиданно. И если неожиданно даже для меня, кто был в курсе этих изменений, то большинство пассажиров были просто в недоумении. Вот вкратце что удалось увидеть. Подъезжает трамвай, люди по традиции выстраиваются для посадки в каждую из трёх дверей, но при этом средняя и задняя двери не открываются. Стоят, ждут, и всё ничего, и потом начинают идти в переднюю. Там возникает «пробка», поскольку водитель требует прямо здесь и сейчас оплатить проезд. Раньше было просто: либо в салоне кондуктор, либо оплата при выходе через переднюю. Но не при входе! Проблема первая — люди просто не понимают почему от них хотят оплаты сразу. Проблема вторая — никто к этому не готов и потому заранее не приготовил деньги или карточки. В итоге все лезут в сумки, попутно возмущаясь и так далее. На оживлённых остановках посадка идёт очень долго. Но при этом те, кто на данной остановке выходит, тоже страдают — двери для выхода не открывают до тех пор, пока все новые не расплатятся и не зайдут внутрь! Кое-где люди стояли и ждали по несколько минут — непозволительно: ты оплатил, а тебя ещё и не выпускают. Хорошо я никуда не опаздывал и просто наблюдал за процессом, проехав маршрут почти целиком.
Маленьким приятным бонусом стало кудахтанье (другого слова не могу подобрать) одной бабульки, которая в ярости проскочила в салон, но платить отказывалась — мол, что это такое, никогда такого не было! Водитель стояла не своём: пока не заплатишь или не выйдешь, трамвай не поедет. Длилось минуты две. Попытки женщины в салоне данной особе объяснить, что теперь такие правила, сопровождались ответным «не тыкай мне, я без тебя разберусь». В общем, смеяться начал весь салон, и, сдавшись, бабулька всё-таки заплатила. Кстати говоря, снаружи возле дверей повесили надписи, что вход через переднюю дверь, но они довольно небольшие и потому не очень заметные. Их же видел и на некоторых троллейбусах уже, хотя там кондукторы пока везде есть (один водитель сказал: «Да как я без кондуктора-то поеду?»). А ещё в середине пути трамвай минут 10 стоял и ждал, пока оформят протокол ДТП, где машина оказалась на путях. Если кто-то куда-то спешил, не завидую им — поездка была долгой. Водителям сейчас и далее могу лишь пожелать сил и терпения — мало того, что на них взвалили дополнительную обязанность по обилечиванию (зарплата увеличена или как всегда?), так ещё и нервов сколько приходится тратить на борьбу с пассажирами.
В целом же трудно предсказать, что даст введение этой системы. Как ни крути, но большинство населения платит за проезд наличными, а потому долгие стоянки на каждой остановке неизбежны. Пройдёт очень немалое время, прежде чем люди поймут, что карты не только дают экономию (не 50-28=22 рубля как в Москве, а 5 рублей лишь, но всё же), но и ускоряют процесс. Какая-то дискредитация муниципального транспорта получается — очень велика вероятность, что люди ещё больше отдадут приоритет маршруткам. От себя могу лишь посоветовать пересаживаться на велосипеды, хотя это не для всех возрастов, да и на другой конец города на нём не всегда решишься поехать…
Поживём — увидим.
У всех свои заморочки. Я когда-то только приехал в Одессу, решил прокатиться на трамвае — на первой же остановки набилась куча народу, не хотелось в этой духате ехать — вышел на следующей же. Никакого кондуктора ко мне не подходило за это время — вылез через ту же дверь, через которую вошёл, и стал на остановки изучать карту местности. Трамвай стоит, показалось, что водила что-то орёт (я был в наушниках), потом вылетает озлобленный весь такой, чуть ли не с кулаками. Спрашиваю, в чём дело? Орёт: «Полтора рубля гони!». Я думал, что Одесса — не самое заброшенное место на земле, и туристы туда иногда заглядывают — можно ж было постараться и хоть какое-нибудь объявление написать. Но нет же, всё учтиво, гостеприимно, по-европейски… Пробирайся через весь вагон к передней двери, чтобы лично с водилой рассчитаться. 🙂