Есть такая замечательная традиция — поднимать цены на проезд в городском транспорте из года в год. В нашем городе (автор из Тулы, если кто не в курсе) это обычно делают либо с нового года, либо с февраля. В этом году мероприятие почему-то состоялось в мае, аккурат после инаугурации и майских праздников. Нет, Путин тут вряд ли при чём, о повышении цен стало известно заранее. А вот с приходом губернатора Груздева (прошлым летом занял пост) немного совпало — при Дудке (прошлом) повышали обычно каждый год на рубль, а тут… Впрочем, об этом чуть позже.
Вообще, мы уже привыкли к тому, что цены на всё растут и растут чуть ли не с каждый днём, но проезд — вещь отдельная. Цены на него повышают значительно реже, чем на те же продукты, но люди на это реагируют всегда более яростно. И действительно, что поменялось? Почему нужно платить больше, чтобы доехать до работы/института/магазина? Знаю, вечная тема, о которой не мне рассуждать. К тому же, дорожает всё — в том же Макдональдсе каждые несколько месяцев цены поднимаются на рубль (осенью Биг Мак стоил 79, а сейчас уже 83). Кстати, надо будет написать про это однажды… Так вот, транспорт — такая вещь, где хоть как-то можно видеть улучшения, в отличие от той же еды, где просто не ясно, что именно стало причиной подорожания.
Если дорожает транспорт, значит он должен улучшаться, не так ли? А что на самом деле? Обо всём по порядку.
Дороги. В этом году как никогда была уместна фраза «Плачу налоги, а где дороги?», которую автомобилисты приклеивали на машины. И эта проблема осталась до сих пор — где-то асфальт положили, а где-то до сих пор нет. Количество ям на дорогах ужасает, едешь как на аттракционе. Вот сегодня пытался в маршрутке читать книгу с экрана телефона — ага, за 15 минут езды кое-как три абзаца лишь осилил. К затронутой теме вряд ли относятся придомовые территории, но уж и про них заодно упомяну — ужас ещё тот. Если на велосипеде я ещё могу их хоть как-то объехать (хотя когда едешь с горы, почти неминуемо попадёшь в какую-нибудь яму), то машинам приходится прощупывать каждую вмятину. Нынче в моде одноразовый асфальт?
Маршрутки. Увы и ах, но до сих пор ездит куча старья, в которое не хочется садиться (а ещё лучше — ехать стоя). К счастью, на маршруте, которым я пользуюсь чаще всего, состояние машин практически всегда было удовлетворительным, а многие и вовсе в течение нескольких лет блестели как новые, а вот про другие маршруты такого сказать нельзя — на некоторых только одни развалюхи и ездят. Цена, разумеется, одинаковая. Если вы повышаете цены, так и закупайте новые машины, а жуткие старые с незакрывающимися дверями/окнами и отваливающимися сидениями отправляйте на свалку. К слову, на моём маршруте год-полтора назад начали ездить маршрутки Пежо, которые больше похожи на автобус. Однажды проехав в такой, в Газели ютиться не сильно хочется. Ещё одно полезное изобретение, о котором хочется сказать — автоматические двери. Удивительно, что до ими до сих пор оснащена малая часть машин. Во-первых, это удобно, особенно зимой. Во-вторых, это более безопасно, чем сумасшедшие пассажиры, хлопающие и отбивающие руки другим. В-третьих, это просто экономит время — водитель может открывать дверь во время торможения, а закрывать во время начала движения. Люди у нас более-менее привыкли к этому, хотя поначалу было весело, когда искали отсутствующую ручку и дёргали с силой, не найдя её 🙂 Так чего сидим, кого ждём? Современная вещь, почему не сделать везде? Вот ещё хорошая статья по этой теме.
Автобусы и троллейбусы. А вот тут, в отличие от маршруток, претензий практически не имею. Очень давно не видел стареньких троллейбусов — все ездят хорошие. Автобусы тоже новенькие, если не считать коммерческих «коробочек» — они-то всё те же: страшные, шумящие, прыгающие.
Трамваи. Ужас, одним словом. Давно хотел прокатиться на трамвае и посмотреть, что изменилось с тех давних пор, когда я куда-то на них ездил. Недавно предоставилась такая возможность. Стёкла дребезжат, сильный шум… Подозреваю, что повсюду ездят всё те же старые трамвайчики, в нашем городе это направление не особо перспективное. Честно говоря, не имею понятия, в каком количестве производят трамваи в настоящее время и лишены ли они этого жуткого гудения, но транспорт не самый приятный в любом случае.
Светофоры. Ну да, а почему бы и их не отнести сюда? Всё это относится к дорожному движению. Давно хочу на родном перекрёстке увидеть светофор с таймером, а его всё нет и нет — вот безобразие! Если претендуем на звание современного города — неужели сложно поставить? Во всём городе их видел всего в нескольких местах. Очень странно — неужели они такие дорогие и трудные в установке?
На этом, пожалуй, всё. Общая мысль: цену вы повысили, а куда это всё пойдёт? Снова никуда?
Теперь к цифрам. Помню времена, когда ездил за 4 рубля на другой конец города, а сейчас… До повышения было 11 везде (перед этим, если правильно помню, 10-8-7-6-5-4…), а теперь сделали 13 и 14. Вообще, говорили о 15, но всё-таки сжалились над туляками с немосковскими зарплатами (вроде как губернатор не согласился с 15, хоть на этом спасибо). 13 теперь стоит в электротранспорте, 14 — во всём остальном. Помнится, когда-то уже была такая дифференциация, вот только люди от этого не пересели с маршруток на троллейбусы и трамваи. Не пересядут сейчас — это факт. Крайне любопытно было услышать враньё на том заседании, где было принято это решение, что, мол, в Туле среди соседних областей сейчас самый дешёвый проезд. Уж не знаю, откуда эта информация была взята, но за истиной далеко ходить не надо: до сих пор у соседей всё дешевле — кто-то только сейчас на 10 переходит, а мы уже взрослые, до 14! Печально это всё… Город и так не в лучшем состоянии по многим параметрам, а тут ещё это. Сомневаюсь, что деньги уйдут куда надо.
Ну а напоследок кое-что забавное. Буквально за месяц до повышения тарифов в ход пошли вот такие красивые билетики:
Уж не знаю, каким местом думали, но делать их перед повышением цены, когда на них указано «11 руб.» — деньги на ветер. Наверняка кучу напечатанных не успели израсходовать. Сейчас же в трамвае дали обычный старый билет совковского образца:
Правительство утверждает, что транспорт работает себе в убыток, но не знаю, не знаю, печать блестящих билетиков тоже денег стоит 🙂 Кстати, а вы отрываете их в маршрутках? Я за всю жизнь ни разу не отрывал, а сейчас вот думаю — может стоит начать? Мало ли, каковы причины того самого убытка…
Вот несколько ссылок по теме, если кому интересно:
- http://www.tula.rodgor.ru/news/t_gorod_oblast/56351/
- http://newstula.ru/fullnews_56877.html
- http://www.tsn-tv.ru/v-tule-stoimost-proezda-v-avtobuse-povysyat-do-14-rublej-a-v-trollejbuse-i-tramvae-–-do-13-rublej.html
И ещё кучу других можно элементарно найти, причём везде по несколько десятков «хороших» отзывов от жителей. Говорят, в Эстонии вообще бесплатно все ездят…
Итог: всё как всегда, только зарплаты поднять забыли.
Дополнение от 29 мая
Вместо двух остановок пешком решил сегодня подъехать на троллейбусе (заодно внезапно перехватил мэрство на foursquare 😉 ), и приехала чудо-гусеница из двух сцепленных старых салонов с потрёпанными сидениями и известными старыми компостерами на стенах:
Оказывается, они всё-таки остались, но, видимо, их сцепляют в пары, чтобы было не так заметно 🙂
А билетики нового формата с верной ценой:
Судя по номеру, пока ещё немного отпечатали, но всё равно радует, что в ходу такие, а не те старые.
У нас в связи с Евро эту часть хорошенько подправили, т. к. транспорт одна из главных составляющий принимающего города. Троллейбусы новые, красивые, зелёные, с логотипами Евро) Вроде как с кондиционерами. Автобусы, маршрутки, вроде всё по перекрашивали в зелёный.
Трамваи есть новые, есть старые. Новых больше. Старых давно не видела, видать катаются на окраинах, потому что в центре точно не встретишь сейчас.
А вообще мой любимый вид транспорта, и практически единственный, которым я пользуюсь в Харькове — это метро!)
У нас в Ярославле «красивые» билетики на троллейбус уже давно в ходу. Иногородние даже коллекционировать пытались 🙂
Написал бы хоть цены что ли. У нас вот тралик и трамвай — 10, автобус — 12, маршрутки — 15 (полтора года назад были 12). Уже года два или три цены не менялись, тьфу-тьфу. И на продукты тоже достаточно стабильно держатся. А в макдаке да, там совсем иная ценовая политика и за спросом там следят даже в рамках одних суток, контроллируют выдачу. Так что там цены запоминать совсем бессмысленно — придёшь уже через неделю, закажешь то же, а сумма изменится на пару рублей.
Светофоры с таймерами. Вот тут можете сказать, что мы зажрались. У нас на перекрёстке (ну да, он последнее время оживился) повесили такой один. Везде светофоры как светофоры, у нас же на нём нарисована какая-то одноногая прыгающая хернюшка. Как-нить нарисую, или выложу видео анимации.
Билетики. Вот перед моим визитом в ОПВ я ездил до работы на траллике, давали чудные серебристые билетики, которые не отрывные, а уже отдельные. Но видел я их в троллейбусе только одного маршрута. Потом они исчезли, а те я собирал, отдал ввбму, который потом продал их кому-то за 12 рублей 😛
Маршрутки. Ну у нас последнее время на микроавтобусы мода скорее. Не люблю газельки.
Так написал же: было 11, а теперь 13 и 14.
Да хоть на телефон сними 🙂
В нашем чудесном подмосковном Красногорске вообще пародоксальная ситуация сложилась: маршрутки по городу стоят 23 рубля при том, что автобусы — 28. В итоге получили, что на автобусах катаются, в основном, льготные категории граждан — пенсионеры, школьники и студенты. В Москве всё не так весело: во всём наземном транспорте и метро проезд стоит 28, а во всех маршрутках — по-разному (обычно 30, а в пригородных и до 70+ может доходить).
Трамваи производят сейчас как раз в не очень больших количествах) Появилась тенденция игнорировать российское производство и закупать у иностранцев. По опыту Питера, могу сказать, что у нас также отказались от строительства новых вагонов пока, и занялись капитальным ремонтом старых. Получается что-то вроде вот этого: http://www.fontanka.ru/2012/05/25/099/ (с вашего позволения, публикую ссылку). Касательно сильного шума.. Комфортная поездка на трамвае может быть только при выполнении двух условий одновременно: новый состав и новое рельсовое полотно. Старые составы, катающиеся по новым линиям убивают рельсы в хлам. А новые составы убиваются в хлам при катании по старым линиям. Отсюда и такой «шумный» дискомфорт. Ну и по ценам.. Весь общественный наземный транспорт — 23 рубля, метро -27. Маршрутки в среднем по 30 рублей.
А у нас появились «автобусы нового поколения». Икарусов почти выжили с улиц, а у новых зато нет лесенок с подножками. Хотя и гармошки нету, в два раза меньше. И ещё похоже видеокамерой оснащены.
Как это без лесенок? Как высокие перроны на ж/д? Фото в студию.
Просто автобусы и просто без лесенок с заниженным полом.
У нас автобусы в основном МАЗы (206, 104 и 105) и новенькие ЛАЗы. Автобусы весьма хорошие, но МАЗы мне все же больше нравятся. Проезд в них составляет 1.5 грн (около 6 рублей), хотя раньше по гривне был, недавно повысили.
Троллейбусы у нас самые разные есть такие: http://s08.radikal.ru/i181/1001/23/6d119ac369ac.jpg , такие: http://images.prom.ua/1217710_w640_h640_pict0052.jpg ну и в последнее время на центральных (и не только) стали появляться такие: http://s52.radikal.ru/i137/1105/0a/9b49249bceb8.jpg . Особенно радуют последние троллейбусы, благо их большинство после евро. В них зимой тепло, а летом прохладно ибо есть климат-системы, да и в поездке очень бесшумны, в отличии от первых. Еще отмечу то, что старые троллейбусы (первая фотка) модернизируют (все меняют оставляя лишь коробку). Проезд в данном виде транспорта такой же, как и в автобусе.
Ну и о трамваях их не слишком много, но они пользуются популярностью на некоторых маршрутах (сам редко на них езжу ибо долго). Так вот по центральному маршруту ходят такие: http://www.segodnya.ua/img/forall/a/141436/10.jpg и такие http://photo.tramvaj.ru/images/donetsk05/3001.jpg . По остальным маршрутам ходят вот такие старички: http://i.vgorode.ua/m/300×245/272812.jpg . В летний период наши транспортники-трамвайники могут пустить также вот этот трамвай (в нём на льготы не надейтесь, а проезд стоит дороже) http://tf1.mosfont.ru/photo/00/71/30/71306.jpg — сам лично катался когда-то, в принципе довольно хорошо, вот только места не слишком мягкие, а в зимнее время можно увидеть вот такой: http://dontamada.com.ua/1/sites/default/files/tramvay-1.jpg хотя в последнии годы он стал и летом ходить. В этом трамвае можно и вечеринку устроить, если заплатить и на экскурсию съездить 🙂
Проезд 1.50 грн, как и в остальном муниципальном транспорте.
О маршрутках ничего писать не буду скажу, что ходят самые разные от газелек, как на самом первом рисунке (правда я подобных только на паре маршрутов замечал) в записе так и до больших Богданов и им подобных. Стоимость проезда колеблется от 1.50 грн (на совсем уж короткие маршруты, около 5%) до 2.50 грн (такая цена где-то в 70% маршруток).
Вот такие вот дела 🙂
Классно у вас, видимо Евро действительно повлияло на городское обустройство. У нас ни одного такого нового троллейбуса не видел, как и трамвая, а хотелось бы 🙂
Кстати вот тот красно-белый, называемый «питерским» у нас в городе всего один 😀
Ну вот у нас такие новые автобусы и есть, как у вас евротраллики. Зимой на них не катался ещё, они ж недавно появились.
>Проезд 1.50 грн, как и в остальном муниципальном транспорте.
Капец, у нас с 1 июля в 10 раз дороже, но в рублях 😛 При этом маршрутки пока ещё тоже 15 рублей, так что предпочтение теперь отдают им по понятным причинам.
А трамвайки, кстати, у нас другие совсем. http://www.ruz.net/~trans/media/pictures/IMG_5972.jpg http://tf1.mosfont.ru/photo/01/29/63/129632_s.jpg
Очень понравилась статья, но тем не менее у меня тоже есть своя точка зрения
по этому поводу. Поэтому добавлю в избранное и посмотрю дальнейшие комментарии